Скорость и предельная глубина погружения шпунта

Правильность этого положения подтверждается опытами, произведенными на Сталинградгидрострое Центральной научно-исследовательской лабораторией строительства под руководством Е. М. Синельникова при участии авторов, а также производственными наблюдениями, которые велись нами в течение ряда лет в Ленинграде. Так, наблюдения показали, что всякого рода изменения конфигурации конца шпунтовых свай, приварка к этому концу кусков металла и т. п. в однородных грунтах практически не влияют на скорость и предельную глубину погружения шпунта.
Например, В. Э. Романовским на Сталинградгидрострое производились опыты, в ходе которых к торцу шпунтовых свай типа ШП-1 приваривались (нормально к оси сваи и под разными углами) стальные уголки, увеличивавшие площадь торца в 2-3 раза, причем сколько-нибудь заметных отклонений в скорости или глубине погружения шпунта от нормальных значений ни в одном случае не наблюдалось.
Приводим полученные на Сталинградгидрострое данные экспериментального определения критического сопротивления срыву стального шпунта плоского профиля (типа ШП-1) в среднезернистых водонасыщенных песках с гравелистыми прослойками. Данные выведены из большого числа (более 500) натурных наблюдений. Каждое наблюдение охватывало весь цикл погружения отдельной шпунтовой сваи и включало несколько десятков измерений амплитуды ее вибраций и скорости движения. Результаты измерений заносились в таблицы и использовались для построения соответствующих графиков.
Рассмотрим совмещенный график зависимости времени погружения и амплитуд вибраций шпунта от глубины погружения; график построен по данным всех измерений, произведенных Центральной научно-исследовательской лабораторией Сталинградгидростроя. Рассматривая график, можно видеть, что для всех трех вибропогружателей амплитуды вибраций вначале сохраняют постоянное значение, мало отличающееся от расчетных значений, отвечающих случаю отсутствия связей шпунта с грунтом.