Трение алмаза при низких нагрузках в вакууме

Видно, что кривая р. — нагрузка имеет падающую характеристику, аналогичную зависимости р, от N на воздухе, но трение значительно выше. Если к поверхностям подводится сухой воздух, то трение падает (кривая ). Если допускается чистое трение, то оно является результатом адгезионного механизма, причем величина прочности на срез на поверхности раздела приблизительно равна 1000 кгмм2, т. е. сравнима с прочностью на срез основной массы алмаза.

Относительно низкая величина коэффициента трения чистого алмаза (по сравнению с р. чистых металлов) обусловливается двумя основными обстоятельствами.

Первое — деформация упругая, так что площадь контакта меньше, чем вХслучае пластического течения. Во-вторых, материал не является пластичным подобно металлам, так что рост соединения не может происходить.

Если одна из трущихся поверхностей скольжения способна течь пластически, например алмаз по чистой платине, то наблюдается более высокий коэффициент трения даже при комнатной температуре (р я« 0,3). Кеньен (Кепуеп) недавно измерил силу трения чистого алмаза, скользящего по различным чистым металлам в вакууме в значительном интервале температур. Результаты показали, что трение при комнатной температуре на воздухе имеет порядок р — = 0,4-н-0,6; при дегазации сила трения, измеренная при комнатной температуре, увеличивается приблизительно в 3 раза.

Если температура увеличивается выше 700° С, то трение увеличивается для платины, в то время как для меди оно уменьшается. Причина этой разницы не ясна.

Она может быть связана с загрязнением, которое, вероятно, происходит более легко на меди, чем на платине. Однако имеется четко выявленное свойство, что имеется очень хорошая адгезия чистых поверхностей алмаза и этих металлов.

Действительно, поверхность раздела должна быть почти такой же прочной, как сам металл.