Процесс вытеснения архитектора

Через тридцать лет после того, как Сезар Дали выразил беспокойство о будущем архитектуры, Ван де Вельде совершенно ясно увидел, что: Существует группа людей, которые незаслуженно лишены титула художник. Этими художниками, создателями новой архитектуры, являются инженеры. Ван де Вельде уже понимал, что инженер несет с собой возрождение архитектуры, а не ее уничтожение.

Высказывание Ван де Вельде, что в самых совершенных сооружениях проявились эстетические возможности инженера, которые еще далеко не исчерпаны и ждут своего выражения в архитектуре, в равной мере может быть отнесено к нашему времени.

Существуют, например, фантастические покрытия, опертые на одну стойку, сооруженные во Франции для защиты грузов от атмосферных воздействий при погрузке на корабли, построены криволинейные швейцарские мосты, смонтированные из тонких железобетонных плит, и многочисленные другие оригинальные конструкции, в которых заключены еще нераскрытые возможности для архитектуры. 1924 г. Век машин пробудил конструктора.

Новые задачи и новые методы создали его. Сейчас конструктор действует повсюду.

Подобное мнение — его разделяло целое поколение архитекторов, к которому принадлежал Ле Корбюзье,- знаменует собой стремление ликвидировать пропасть между архитектором и инженером. Нужно сказать, что после ста лет борьбы современным архитекторам удалось догнать инженерную технику и, пожалуй, потребовать от нее больше, чем она иногда может дать.