Литье по выплавляемым моделям

Материалом формы были вулканический пепел и жидкая лава, моделью — тела гибнущих людей. Пустоты этих природой сотворенных форм через 2000 лет были заполнены гипсом, и гипсовые человеческие фигуры, выставленные в музеях, свидетельствуют о грозности происшедшей катастрофы. В эпоху Возрождения способом выплавляемых моделей пользовался итальянский скульптор Бенвенуто Челлини.

По восковым моделям были отлиты статуи Персея, отрубленной головы Медузы.

В его записках найдено описание процесса изготовления формы.

На восковую модель наносили слоями надлежаще подготовленную скульптурную глину густой консистенции, и эти слои сушили.

В специально построенной печи прокаливалась форма и плавился металл. Бенвенуто Челлини вытапливал из формы восковую модель.

Этот способ литья был забыт и снова появился в зубопротезном деле лишь в 70-80-е годы XIX века, конечно, в измененном виде. Принцип сохранился, технология отличалась от разработанной Бенвенуто Челлини лишь тем, что восковую модель зуба обливали смесью, которая через некоторое время затвердевала.

Прокаленные формы центробежное заливали расплавленным золотом.

Позже этот способ литья был освоен в ювелирном деле. Применению указанного способа литья в машиностроении препятствовала низкая огнеупорность известных тогда формовочных смесей.

Как древние, так и новые формовочные смеси, применявшиеся в зубопротезной технике еще 35 лет назад, позволяли отливать изделия из цветных металлов с температурой плавления до 1100°, таких, как бронза, латунь, сплавы золота.

Так, например, успешно применяемая в зубной технике формовочная смесь диротерм состоит из кварцевого песка и алебастра.

Смесь пирофант состоит из молотого кварцевого песка, кристобалита и окислов алюминия. Связующим в них служат фосфаты.

Для отливки изделий из стали или цветных металлов с высокой температурой плавления этот способ не годится из-за низкой огнеупорности смесей. Была составлена подходящая высокоогнеупорная формовочная смесь, которая сделала возможным нынешнее развитие литья по выплавляемым моделям в машиностроении.