Вопросы графического оформления

Совершенно недостаточно внимания уделяется вопросам графического оформления архитектурных проектов. Мы выпускаем проекты в основном на кальках и синьках. Только в редких случаях, да; и то для объектов гражданского назначения, проекты оформляются на ватмане и к ним делаются перспективы. Большим препятствием для работы архитектора являются крайне сжатые сроки, отводимые на проектирование архитектурно-строительной части. В эти сроки наши субподрядные организации, поскольку о них не упоминается в соответствующих решениях правительства, отказываются выполнять проекты, а мы не в состоянии на них должным образом воздействовать.

Поэтому руководство Гипротяжмаша вынуждено поручать эти работы своим строительным отделам и заставлять их проектировать в «пожарном» порядке, прибегать к «авралам» и «штурмовщине». Вое это не может содействовать качественной и углубленной проработке проектов, их максимальной рациональности, экономичности и высокому уровню архитектурных решений. Доказательством недооценки роли архитектора в создании комплексного проекта промышленного предприятия является тот убедительный факт, что ни в управлении Гипротяжмаша, ни в Министерстве тяжелого машиностроения нет должностей главных архитекторов. И. А. Онуфриев в своем докладе правильно отметил назревшую необходимость введения государственного строительного контроля в промышленном строительстве и узаконения на практике авторского надзора. Мне кажется, что настало время пойти еще дальше. Необходимо на таких крупных заводах, как Уралмашзавод, Новокраматорский завод им. Сталина и др., ввести постоянные должности главных архитекторов.

Такой опыт был проделан до войны на Харьковском тракторном заводе и целикам оправдал себя. Правильно указывает И. А. Онуфриев и на то ненормальное положение, что мы не проверяем своих проектов на практике и многое продолжаем решать академически. Мы не организовали постоянного надзора за «поведением» в натуре в условиях эксплуатации зданий, возведенных по нашим проектам, хотя и бывают случаи, когда неправильный эксплуатационный режим приводит к серьезным авариям.