Гидростатика на чистом трансмиссионном масле

На отказы гидроустройств приходится 30-40% причин, вызванных загрязнением рабочей жидкости гидроприводов

Основной причиной отказов гидроприводов является загрязнение рабочей жидкости. Так, при моторесурсе насосов 9000 моточасов и гидрораспределителей 6000 моточасов в реальных условиях работы сельхозтехники он уменьшается в три и более раз. На отказы (износ, заклинивание) гидроустройств приходится 30-40% причин, вызванных загрязнением. Загрязнение рабочей жидкости происходит во время ее производства (2-4%), транспортировки (14%), хранения (20%) и заправки (40%), что в целом составляет 0,06-0,07% по массе.

Следует отметить, что в период эксплуатации загрязнение жидкости продолжает возрастать. Вот почему через каждые 100-250 часов работы необходима очистка жидкости и даже ее регенерация. К основным операциям техобслуживания гидростатической трансмиссии (ГСТ), которые, к слову, сэкономят немалые деньги, следует отнести замену (очистку) фильтра, проверку и поддержание необходимого уровня рабочей жидкости, замену отработанной рабочей жидкости.

Отечественные и зарубежные производители предлагают ряд регенерационных установок. Использование регенерации масла позволит сэкономить до 50-70% стоимости нового масла, а производительность регенерации составляет 50-150 л/ч. Стоимость такой установки – $25-460 тыс. (УВР-50-150, LGUER-6, СММ-4,0 и т.д.), что говорит о целесообразности ее использования только в случае больших объемов перерабатываемых масел.

В зависимости от продолжительности работы гидропривода изменяются вязкость и спектральный состав рабочей жидкости, что приводит к быстрому износу и выходу из строя уплотнений, снижению КПД. Дешевым способом, но не всегда обеспечивающим достаточное качество, является очистка масла центробежными центрифугами или стационарными фильтрами. Таким способом можно очищать отработанное масло от воды и механических примесей (установки ОТМ, СМ, СОГ, СЦ и т.п.).

В случае глубокого загрязнения и окисления масло следует пропускать через установку химической очистки. Здесь стоимость оборудования уже в десятки раз ниже, так что оно доступно для средних сельхозпредприятий.

При оценке качества масла с многофункциональными присадками методом пятна на лист фильтровальной бумаги наносится капля, которая образует неоднородное пятно. Оно имеет овальную форму с темным ядром в центре. Вокруг ядра расположены один или два концентрических круга. Цвет, размер и количество концентрических колец зависят от наличия грязи и присадок в масле.

Пробы масла следует отбирать через каждые ТО-1 (125 м/ч) до наработки ТО-3 (1000 м/ч). Величины коэффициентов практически не зависят от свойств фильтровальной бумаги и массы масляной капли. Для повышения точности необходимо делать пробы при температуре 40-60°С в течение 10 мин.

Масло пригодно для использования, если Кп = 1,3. При Кп > 1,3 масло не имеет активной присадки и его нужно менять.

Величина коэффициента Кд характеризует степень загрязнения масла механическими примесями. Увеличение концентрации механических примесей, размеров частиц и кислотности приводит к уменьшению данного коэффициента. Минимально допустимое его значение равно 1,4 и соответствует 0,7% механических примесей.

Качество масла можно оценить по цвету ядра на фильтровальной бумаге (светло-желтый, темно-коричневый, серый и темно-серый). При коэффициенте Кд > 1,4 объем примесей находится в допустимых пределах.

Если цвет ядра черный с блеском и коэффициент Кд< 1,4, концентрация механических примесей в масле выше допустимого уровня, и оно подлежит замене.

Качество масла оценивают в такой последовательности. Прогревают трансмиссию до температуры не ниже 60°С, закрепляют лист фильтровальной бумаги на планшете, а планшет размещают горизонтально на прогретой части трактора (например на головке цилиндров). Затем на бумагу наносят щупом 4 капли масла и через 10 минут измеряют диаметры концентрических колец.