Духовная гидростатика

Мало кто из нас не поддавался естественному человеческому желанию сравнивать свою жизнь с жизнью других. «Мне 30 (или 35, или 40) лет. А вы знаете, чего такой-то смог добиться в свои 30 лет? А какое жалкое, никому не нужное существование я влачу?!» Или: «Если бы я отличался таким же интеллектом (талантом, состоянием) как такой-то, то я бы горы своротил и оставил бы какой-то след в этом мире».

Такие чувства характерны для определенного взгляда на жизнь, согласно которому жизнь есть нечто цельное и сплошное, чье воздействие и вес пропорциональны объему и плотности предоставляемых ею возможностей, опыта и достижений. Однако жизнь может восприниматься и не как твердая, но как жидкая субстанция, и в таком случае для определения ее воздействия нужны совершенно иные критерии. Но мы забегаем вперед. Давайте более подробно остановимся на сравнении двух видов восприятия жизни — «твердая» жизнь и «жидкая» жизнь.

Тoра говорит сама о себе, как о «воде». «Точно так же, как вода спускается с высокого места вниз», — объясняют наши мудрецы, — так и Тора нисходит из своего высшего воплощения — Б-жественной мудрости и воли — и притягивается к самой низкой точке на земле, насыщая собой самые обыденные проявления каждодневной действительности. На более детальном уровне Тору сравнивают с «семью различными видами жидкости»: вода, вино, молоко, масло, мед, роса и кровь — таким образом описываются пути воздействия различных аспектов Торы на нашу жизнь. Другими словами, жизнь, проживаемая по законам Торы, это «жидкая» жизнь — жизнь со свойствами жидкости.

Твердым, по определению, является тело, которое сохраняет свою форму вопреки деформирующему воздействию своего собственного веса. Мраморный столб большого размера может неподвижно покоиться на каменном полу и оказывать на этот пол значительное давление, но при этом собственный вес столба никак на него не влияет. Например, такой столб не будет раздаваться посередине, и если вы приложите руку сбоку столба, вы не почувствуете никакого давления изнутри. Представим, однако, такой же столб из воды. Он бы не сохранился и секунды — сила гравитации собственного веса заставила бы его в каждой точке растекаться наружу, и он бы мгновенно рухнул. Если такой водяной столб поместить в алюминиевый цилиндр, вода будет оказывать давление на цилиндр в каждой его точке, а не только на дно. Если в цилиндре сбоку проделать отверстие, оттуда забьет вода под воздействием этого давления.

Степень давления, оказываемого жидкостью на внутренние стенки сосуда, будет различной в зависимости от высоты столба жидкости, но она одинакова по всем направлениям: вниз, в стороны и если контейнер имеет определенную форму, то и вверх. Этот принцип был впервые четко сформулирован французским математиком Блезом Паскалем (1632-1662) и известен как «Закон Паскаля».

В то время как в соответствии с законами гравитации каждое физическое тело оказывает давление вниз на свое основание, существует значительное различие между давлением вниз, оказываемым твердым телом, покоящемся на земле (или на столе, или в коробке) и давлением вниз, оказываемым жидкостью в закрытом сосуде. Вместо того, чтобы делить общую массу на площадь поверхности, вычисляя давление в килограммах на квадратный сантиметр (как мы это делаем для твердых тел), мы берем максимальное значение высоты жидкости, заключенной в сосуд, (вне зависимости от того, насколько зауженным может оказаться сосуд на уровне поверхности жидкости) и вычисляем массу столба жидкости для сечения в один квадратный сантиметр. Затем мы умножаем это значение на общую площадь дна сосуда, и получаем силу давления жидкости на дно сосуда.

Когда речь идет о твердом теле, именно масса этого тела определяет давление, которое это тело оказывает на поверхность под собой. Размер этой поверхности, а также другие параметры самого тела (форма, высота, площадь опоры) не имеют значения. Если большая масса давит на меньшую площадь непосредственного контакта с поверхностью, она все равно будет оказывать давление пропорциональное своей массе; просто увеличится давление на единицу площади.

В противовес этому, при аналогичных расчетах для жидкости, общая масса значения не имеет. Вместо этого, степень давления жидкости на самую нижнюю точку сосуда рассчитывается, исходя из максимальной высоты столба жидкости в сосуде (независимо от того, насколько узок этот столб) и площадь контакта жидкости с дном сосуда.

Если жизнь уподобить жидкости, то человек — это сосуд для нее. Душа, передающая суть человека, его психический склад и характер, составляющие его потенциал, и тело, дающее ему возможность реализации этого потенциала на физическом уровне — все это вмещает в себя жизнь и придает ей форму, а также определяет ее «давление вниз» — воздействие на физическую реальность.

Человеческие «сосуды жизни» различны по форме и объему. Однако, одна характеристика является общей для всех — их высота. Каждая душа имеет один и тот же источник и по сути является «частью Б-га Свыше», Б-жественной искрой, которая спускается вниз, на землю, чтобы привнести жизненность и одухотворенность в жизнь человека. За исключением этой, общей для всех, характеристики, люди отличаются друг от друга формой своего потенциала. Некоторые «сосуды» широки «наверху» обладают возможностями богатой духовной жизни. Другие могут быть «уже» в наивысшей точке жизни, но отмечены широкими возможностями на других ее уровнях: кто-то обладает великим интеллектом, кто-то — способностью к глубоким чувствам, а кто-то — выдающимися творческими способностями, качествами лидера, организационными способностями и т.п.