Процессы формирования корок

Превращение в магнетите или вюстите в самой поверхностной части пригарных корок имело значение для их разупрочнения и более легкого отделения от остальной части формы, но на механизм формирования пригара при достаточно высоких температурах не влияло, так как это превращение протекало уже в твердых фазах. Пригарные корки со стороны формы почти всегда бывают очень пористыми и имеют вид, характерный для шлаков. Очевидно, проникновение металла в форму и окисление его сопровождались участием в реакциях значительного количества газов. Часть газов выделялась из стального расплава, другая, большая, часть — при термической диссоциации и возгонке компонентов противопригарных красок и связующих материалов (как, например, сульфитный раствор, поливинил-бутиральный лак, силикаты или карбоны натрия и особенно вода). Давление газов на поверхности отливки может быть весьма значительным и являться одной из причин локальных деформаций как поверхностных, так и внутренних зон формы. Выделяющиеся в первоначальный момент газы отчасти адсорбируются силикатной связующей массой. По мере проникновения расплавленного металла в глубь формы газообразование продолжается вследствие диссоциации воды, силикатов и карбонатов натрия, образовавшихся в первоначальные моменты теплового воздействия расплавленного металла. Под влиянием этих газов происходит окисление металлического расплава. Наиболее интересной особенностью процесса формирования корок с металлом, проникшим внутрь формы, является образование вюстита со стороны отливки; хрупкие деформации вюстита обусловливают легкое отделение корок. Вюстит возникает благодаря проникновению кислородосодержащих газов из формы в зону усадки отливки через поры, не заполненные металлом и окислами, или по трещинам, образующимся в процессе затвердевания жидких фаз в форме. Удаление таких корок с наружных поверхностей отливок не представляет затруднений, но очистка их с внутренних фасонных частей отливок весьма затруднительна. Аналогично обстоит с неокисленными корками металла, если под влиянием сил капиллярного всасывания и поверхностного натяжения проникший в форму металл теряет связь с отливкой при сохранении изолирующего слоя краски. Иногда кристаллизация окислов происходит на стенках пор, внешне изолированных друг от друга.

Комментарии запрещены.