Применение песчано-керамических форм для изготовления литой арматуры

Для изготовления керамических форм по Шоу-процессу исходными материалами для суспензии служат смесь с кварцевым песком, едкая щелочь. Такая суспензия наливается в опоку или стержневой ящик, где происходит процесс гелеобразования. Форму после удаления модели поджигают, при этом спирт выгорает и образуются микротрещины; затем форму подвергают термической обработке при температуре 850-900° С. Способ получения отливок с применением объемных форм по Шоу-процессу не получил распространения ввиду дороговизны исходных материалов. Более экономично применение комбинированных форм, в которых основная часть выполняется из смеси, а облицовочная (рабочая)-из холодной суспензии указанного состава.

Однако термическая обработка комбинированных форм осложняется из-за различной деформации основы форм и облицовки, что приводит к растрескиванию облицовки. Облицовка, состоящая из 3,5 вес. ч. огнеупорного порошка (30% кварцевого песка 1К02А и 70% пылевидного кварца) и 1 вес. ч., при нагревании до температуры 900° С имеет расширение до 1,6%, а песчано-жидкостекольная с 6-7% жидкого стекла при этих же условиях дает усадку до 0,8%. Кроме того, тепловая обработка является энергоемким процессом.

Поэтому изготовлялись без высокотемпературной обработки, а заливка производилась на центробежных машинах. Такое предложение вызвано тем, что проникновение газов из газотворной формы в металл может произойти только в том случае, если снижает прилипаемость по сравнению с прилипанием при отсутствии покрытия: Из испытанных разделительных материалов особенно эффективным оказался (не смывается суспензией после многократных испытаний). При решении вопроса о выборе метода изготовления керамического стержня проводилось исследование для определения возможности использования Шоу-процесса.

Кроме рассмотренных условии (заполнение суспензией ящика и отсутствия прилипания), решающими для стержня являются его механические свойства, особенно при заливке на центробежной машине, а также условия удаления из ящика стержня в связи с его усадкой.