Отработка параметров

Наличие толстых сечений, которые удалены от питателя и отделены от него тонкими стенками, делает отливку нетехнологичной, склонной к образованию дефектов. Сложная конфигурация блока, выполненная большим количеством шпилек и выступов, затрудняет движение сплава, делает поток многоструйным, увеличивает его окисляемость. Большая разностенность в сочетании с весьма сложной конфигурацией отливки обусловлена высокими конструктивными требованиями к основной несущей детали двигателя — блоку цилиндров.

При механической обработке блока обнаружено много дефектов, причины образования которых установлены при изучении последовательности и характера течения жидкого металла в пресс-форме малыми дозами. Заполнение отливки малыми дозами (25, 50, 75% от веса полной дозы) производилось при скорости прессования 0,2 м/сек, так как высокие скорости прессования (1 м/сек и выше), при которых скорость входа жидкого сплава в питателе более 10-12 м/сек, затрудняют выемку отливки из-за поломки ее и заклинивания пресс-формы брызгами сплава. Правильно выбранные доза и скорость прессования позволили установить последовательность заполнения отливки и характер течения сплава. При дозе 25% газовые раковины видны в толстых и б тонких сечениях, несмотря на то, что «носок» струи имеет вид сплошного потока. С увеличением дозы газовые раковины в тонких сечениях исчезают, а в массивных узлах отливки приобретают продолговатую форму как результат действия усадочных явлений в сплаве. При обработке блоков обнаружились дефекты газового характера, а также газоусадочного в районе крепления шпилек головки блока, постелей коренных подшипников, в районе трубки масляной магистрали, в стенках водяной рубашки блока, в бобышках подвески двигателя, в узле крепления маслонасоса. Некоторые дефекты отливки устранялись с помощью конструктивных мероприятий. Так, применение предотвратило образование дефектов в подвеске двигателя; использование шпилек-разрядников в бобышках крепления головки блока исключало образование дефектов в резьбовых соединениях; укорочение шпильки и разделка прохода жидкого металла у стержней исключило образование раковин в крепежных бобышках крышек коренных подшипников блока; удаление острых выступов и стержней позволило ликвидировать в отливке образование дефектов газового характера.